?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Обучение чтению. О "высоком" и "низком". - Домашняя школа
home_school_ng
home_school_ng
Обучение чтению. О "высоком" и "низком".


О желании ребенка научиться читать, об интересе к этому, о мотивации и пр. сказано достаточно. Но о значении формирования технических навыков информации гораздо меньше.
Хочу сказать не о возвышенном чувстве любви к чтению, а о технических деталях, о "низком", без которого никакой "любви" не получится, а получится замкнутый круг проблем.

Пишу после состоявшихся в течение последнего времени нескольких консультаций с родителями детей 1-2 класса. Сегодняшние трудности и проблемы с чтением у трех детей из пяти, с которыми я общалась, вызываны практически одними и теми же причинами. Они начинали учиться читать до школы (мамы занимались), дошли до уровня слогового чтения и... Мамы решили, что цель достигнута, это и есть то, что надо (ребенок понял сам механизм, как это получается и этого достаточно), дальше в течение года-двух продолжали время от времени что-то читать, но к чтению целыми словами так и не перешли, остались на этапе слогового чтения. Предложенные книжки и тексты дети или отвергали, так как их технические возможности не соответствовали, или читали с горем пополам, по слогам, что тоже радости ребенку не приносило. Произошла длительная остановка на промежуточном этапе. Взрослые думали, что дальше дети и сами как-нибудь, но не у всех это получается.

Когда ребенок занимается, к примеру, фигурномым катанием, нам понятно, что пока он не научится стоять на коньках, ходить, скользить, делать повороты и т.д., то есть, пока не овладеет техническими навыками, рано ждать композиций на льду под музыку, которые мы привыкли видеть на экране. Но ни один тренер не остановится в занятиях на уровне умения просто "прокатиться" на коньках. Да, это определенный результат, но результат _промежуточный_.

Что такое навык? Любой навык - это автоматизированное действие. Если только-только начинаешь чему-то учиться (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, кататься на роликах, готовить сложное блюдо и т.п.), сначала затрачиваешь много времени и сил на пошаговые действия. Потом, когда последовательность действий превращается в единый процесс, т.е. автоматизируется, мы переходим на другой уровень.
Последовательность шагов, на которых мы были вынуждены концентрировать свое внимание, уходит в подсознание, и нам уже не нужно поминутно заглядывать в рецепт, вспоминать что за чем и так далее.

То же самое происходит и в обучении чтению.
Умение читать по слогам - это только часть процесса. Опасность я вижу в искусственной задержке на уровне слогового чтения, надо идти дальше. Слоговое чтение - промежуточный этап, задерживаться на нем долго опасно, происходит торможение. Автоматизация слогового чтения делает переход к чтению целыми словами очень болезненным.

Уважаемые родители! Если уж вы беретесь сами учить своего ребенка чтению, умоляю вас, доведите дело до конечного результата, не бросайте на полпути. Конечный результат в данном случае - обретение устойчивого навыка чтения целыми словами (а затем словосочетаниями, предложениями, фразами). Если вы не обладаете необходимыми знаниями, проконсультируйтесь заранее у специалистов, почитайте на эту тему что-то, чтобы не получилось "хотели как лучше, а получилось..."

6 комментариев or Оставить комментарий
Comments
imacom From: imacom Date: Январь, 18, 2006 17:32 (UTC) (Ссылка)
Надеждат Григорьевна, а как переходить от слогового чтения к чтению словами? Разве это не приходит автоматически, не переходит одно в другое?
dinuha From: dinuha Date: Январь, 18, 2006 18:06 (UTC) (Ссылка)
Мои просто читают каждый день строк по 20-30 интересных каких-нибудь книжек. Читаем уже с сентября, прогресс виден на лицо - читают всё быстрее и быстрее, окончания основные и часто встречающиеся слова вошли постепенно "на aвтомат", остальное должно, я думаю, тоже в течении нескольких месяцев прийти. Вообщем, если не дано сразу и быстро, то, я думаю, только практикой и попой.
espero_ From: espero_ Date: Январь, 21, 2006 00:44 (UTC) (Ссылка)
Постепенно.:) У многих приходит (переходит), разумеется, но у кого-то с трудом, это вообще все индивидуально, а если еще и искусственно затягивать чтение по слогам, о чем я пишу, то надолго можно затормозиться. Вот у этих детей, с которыми я общалась, автоматически когда-то не произошло. Есть умные, но "запущенные" пяти-шестиклассники, которые до сих пор читают по слогам. То есть болезнь такая в природе существует, да, хотя понятно, что не каждый заболеет.
Про *как переходить* - существует много приемов помощи, от напевного проговаривания (почти пропевания) слова и более протяжного, акцентированного произнесении ударного слога, который все слово как бы собирает в одно целое, до специального подбора слов для тренинга
+ еще активное накопление образов слов.
maslenkina From: maslenkina Date: Май, 10, 2006 18:16 (UTC) (Ссылка)
может быть негативным моментом торможение на буквах? дочке 2,9. всю зиму она с увлечением интересовалась "что за буква?", я рассказывала, читала ей стихи с буквами, просто книг много читали. выучили 2/3 алфавита. вот уже полтора месяца затормозился этот процесс - книги не слушает, буквы тоже не хочет (я не настаиваю). при этом утратился интерес к рисованию и лепке.
в принципе, в связи с весной усилились физические занятия - велосипед, много гуляем, горки разные. и противоречия бывают у нее ("просто не хочу").
что модно сделать? или само пройдет?
espero_ From: espero_ Date: Декабрь, 23, 2006 21:02 (UTC) (Ссылка)
Имеет полное право не интересоваться тем, что ей не интересно в данный момент бытия.

Что делать? Как всегда ловить актуальный интерес сегодняшнего дня и соответствовать. + Исподволь предлагать что-то другое со своей стороны, и если дочка отзывается - осторожно раздувать эти огоньки.
Интересы у детей такие... волнообразные: то прихлынет, то отхлынет. Тем более, такие сезонные занятия сейчас для нее гораздо важнее каких-то там букв.
А сейчас как?
maslenkina From: maslenkina Date: Декабрь, 24, 2006 19:17 (UTC) (Ссылка)
так и делали :) мы вообще стараемся все без насилия, тем более, что дочка (ттт) и так для своего возраста хорошо развита, так что все по интересу.
мы с сентября пошли в школу Монтессори на пол дня. там целенаправленно чтению не учат, больше развитие моторики, навыков общения, танцы, хор и т.д. Рисованием занимаемся индивидуально раз в неделю с преподавателем и по желанию сколько угодно дома.
с рисованием-лепкой интереса прежнего нет, хотя с удовольствием рисует, но не в таких масштабах как раньше. очень интересуется паззлами, даже мелкие хорошо собирает (3 года 4 месяца).
замечаем хорошее развитие слуха - с удовольствием поет, запоминает моментально текст песен (если не запоминает частями, то сама сочиняет "белиберду", но в рифму). слушая, как дети занимаются английским (мы пока не отдаем именно из-за страха перегрузить), выучила английскую песенку, запоминает слова и их применяет по теме :)
с усидчивостью все так же туговато.
буквы знает все, читать слога пока не получается, но случшает книги с удовольствием и часто делает вид, что она "читает" - водит пальцем по словам и сочиняет текст.
вот вроде так :)
с сезонными занятиями сейчас туго :( погода подкачала, санки-лопатки простаивают...
6 комментариев or Оставить комментарий