?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Лучше один раз увидеть - Домашняя школа
home_school_ng
home_school_ng
Лучше один раз увидеть
Да, лучше один раз увидеть, чем много раз слушать наукообразные объяснения или их же читать.

Возьмем ребенка, который начал обучаться школьным премудростям, неважно, школьник он или на семейно-домашнем обучении.
В учебнике русского языка (1-2 класс) он покорно читает все эти правила, возникающие из ниоткуда и уходящие в никуда (систему проследить трудно), кивает маме, которая пытается еще раз озвучить то же самое правило (а толку?), уныло пытается продраться к смыслу и вынужденно отступает, заменяя понимание тупым заучиванием. (Поэтому я, лично, учебниками в своей работе не руководствуюсь, о чем и писала неоднократно.)

Ребенку 6-7-8-ми лет действительно непросто понять абстрактно-невидимое, когда филологической науки и правил, выделенных жирным шрифтом в учебниках начальной школы полным-полно, а образа как не было так и нет.


75.22 КБ

Приходят на консультацию мамы с детьми начальной школы. Смотрят мальчики и девочки на этот плакат, и сами начинают мне рассказывать что и как:) Я у мамы спрашиваю: вы, когда перечисляли проблемы и трудности, кажется сказали, что эту тему ребенок не понимает? Мама в ответ смеется:"Я и сама теперь всё поняла".

Такой плакат дает необходимые образы - роль гласных, согласных; как устроены все "твердые-мягкие", где место "всегда твердых", где живут "всегда мягкие". И позволяет свести словесные пояснения к минимуму, что тоже очень важно. Лучше показать с кратким комментарием, чем долго-долго объяснять со всем своим взрослым старанием.

Еще более внятно это показано в таблице Н.А.Зайцева, более деловито, без королей и прочей сказочной атрибутики.







К чему я это всё. Помним, что для ребенка этого возраста теоретически-абстрактное - почти ничто, а конкретно-образное и наглядно-действенное - всё.

Метки: , , , ,

15 комментариев or Оставить комментарий
Comments
feruza From: feruza Date: Ноябрь, 5, 2011 21:21 (UTC) (Ссылка)
ААх! как нам именно сейчас это актуально!
home_school_ng From: home_school_ng Date: Ноябрь, 5, 2011 21:39 (UTC) (Ссылка)
Ну вот как кстати.:))
From: taksahobbyru Date: Ноябрь, 5, 2011 22:16 (UTC) (Ссылка)
Чего-то я с шипящими запуталась. Ж нарисована там же, где Ы. Так и подбивает их вместе написать %) А Щ как раз соседствует с Ю :)
(если что, то я понимаю, что Ж всегда твёрдая, но как ребёнка меня бы это сбило с пути истинного).

Скажите, а Вы считаете правильным давать первоклашкам эту информацию о делении на твёдые и мягкие звуки? Мне ещё посчастливилоь учиться по букварю, в котором твёрдых-мягких звуков не было и в помине. Чётко запомнилось, что нас учили только глухим-звонким, например, для правильного написания приставок. А вот твёрдость-мягкость она в каком случае вообще пригождается?
home_school_ng From: home_school_ng Date: Ноябрь, 6, 2011 11:04 (UTC) (Ссылка)

Если какое-то пособие вызывает сомнение, мы просто не берем его в работу.

Любое пособие - инструмент, а как его использовать - дело каждого. Этот плакат не для письма, а для того, чтобы понять некоторые детали устройства русского языка, кому это нужно и интересно.

Для письма мы на занятиях пользуемся таблицами, где тоже заложено много образов, которые работают для прочной базы грамотного письма и ненавязчиво дают представление о том же устройстве языка.

Я считаю, что такой информацией ребенок должен владеть, но давать это все нужно не в школьном варианте. И не в начале пути обучения чтению и письму, а когда основные навыки письма-чтения уже приобретены.
hippanka From: hippanka Date: Ноябрь, 5, 2011 22:25 (UTC) (Ссылка)
отлично! надо дочке показать :)
pingback_bot From: pingback_bot Date: Ноябрь, 6, 2011 08:12 (UTC) (Ссылка)

Урок грамматики

User mari_marian referenced to your post from Урок грамматики saying: [...] провела с сыном урок. Спасибо за идею "показываю вот этот плакат - все понимает с первого раза" [...]
From: mari_marian Date: Ноябрь, 6, 2011 08:16 (UTC) (Ссылка)
Гениально! Не удержалась, прямо тут же, как увидела, обсудила рисунок с сыном. Очень кстати пришлось и отлично пошло.
home_school_ng From: home_school_ng Date: Ноябрь, 6, 2011 11:30 (UTC) (Ссылка)
Вот и хорошо.:)
vitandval From: vitandval Date: Ноябрь, 6, 2011 10:34 (UTC) (Ссылка)
жаль, мы уже выросли:).
home_school_ng From: home_school_ng Date: Ноябрь, 6, 2011 11:31 (UTC) (Ссылка)
:)
inna_zhukova From: inna_zhukova Date: Ноябрь, 7, 2011 06:04 (UTC) (Ссылка)
Спасибо!!
home_school_ng From: home_school_ng Date: Ноябрь, 9, 2011 09:50 (UTC) (Ссылка)
Пожалуйста.
ludmila_mama From: ludmila_mama Date: Декабрь, 1, 2011 05:17 (UTC) (Ссылка)
Надежда Григорьевна, я уже не первый месяц смотрю на этот "плакат" с королями:) и ... вот я сама не до конца понимаю: можете прямо на примере показать/рассказать - как вы это объясняете:)
Спасибо!
espero_ From: espero_ Date: Декабрь, 3, 2011 07:02 (UTC) (Ссылка)
Ничего особенного здесь нет.:)
Этот плакат на усвоение понятия твердость-мягкости. Согласные, которые пойдут по лесенке АОУЫЭ, станут звучать твердо. Те, которые пойдут по лесенке яюёеи - звучат мягко. Т.е. они могут быть то такими, то такими и это зависит от гласных, что хорошо видно.
А есть очень "верные" согласные, они не могут быть то твердыми, то мягкими. Ж,Ш, Ц - всегда твердые; Й, Ч, Щ - всегда мягкие.

livejournal From: livejournal Date: Май, 28, 2013 10:14 (UTC) (Ссылка)

учимся читать...

Пользователь taniulya сослался на вашу запись в записи «учимся читать...» в контексте: [...] http://home-school-ng.livejournal.com/150099.html [...]
15 комментариев or Оставить комментарий