?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
ДО. Уметь писать - это классно! Как научить и научиться? - Домашняя школа
home_school_ng
home_school_ng
ДО. Уметь писать - это классно! Как научить и научиться?
Родителей, которые решают заниматься с ребенком сами, которые уже выбрали или только примериваются к домашнему-семейному обучению, конечно, будут волновать тысячи практических вопросов. В том числе и вопрос обучения письму. Еще бы! это один из самых сложных и трудозатратных навыков начального обучения.
Как писать? Что писать?
Когда начинать писать письменными буквами (курсивом)? Тренироваться, выписывать отдельные элементы или сразу писать буквы, а то и слова? Выбирать из разных изданий прописи, которые приглянутся и вперед? И вообще, обязательны ли прописи?- крамольная мысль. Может, есть какие-то другие пути?
Да, есть.:)
Чем привлекает домашнее образование (ДО), так это тем, что нет одного правильного пути - делай так и только так, ни шага в сторону. Каждый может подстроиться под своего ребенка и выбрать подходящий ему вариант.
Прописи, они и в Африке прописи. Можно обводить буквы по пунктирам, как во многих дошкольных прописях, но это же механический навык, он один не решит вопрос. В этом легко убедиться, если попросить ребенка самому написать букву или слово. Можно писать сначала элементы букв, потом сами буквы, включив голову, контролировать откуда начали, куда ведем линию, где останавливаемся, где продолжаем и т.д. Сочетание этих приемов (аналитического и механического) хорошо работает, даст хороший результат.
А что делать, если прописи (любые) как метод просто не подходят ни в каком виде?

Так бывает. Писать отдельные элементы и отдельные буквы для кого-то это как в обучении чтению долго учить отдельные буквы, потом слоги, а когда до чтения доходят, уже весь запал пропал. Слишком долго занимались подготовкой, на само дело ни сил, ни желания уже нет. Мало в общем-то мотивации в этих подготовительных палочках-крючочках.

Можно пойти другим путем. Сразу писать слова, предложения - сначала с реальной помощью взрослого, вот буквально пишем в четыре две руки (взрослую и детскую). Потом очень постепенно, шаг за шагом, человек сам пишет лишь с моей устной помощью и поддержкой и, наконец, полностью самостоятельно. Это я так быстро всё сказала, а на самом деле там, конечно, много мелких деталей, которые важны. И об этом я рассказываю интересующимся на вебинаре или скайп-консультации.

В чем основное различие двух методов - прописей и "свободного" письма? В том, что в свободном письме каждый сразу видит смысл занятия письмом. Для чего уметь писать? Чтобы записать свои мысли, сообщить что-то или сделать полезную запись, вроде списка покупок. То есть всё это имеет смысл. А отдельные элементы, буквы, если они становятся главным на какой-то период, гасят мотивацию. Мне кажется, что можно каким-то образом совместить одно с другим, если это нужно, но опять-таки с пониманием главного.
______________

Оля писала это более года назад, тогда, в феврале, ей было пять с половиной лет.
Хочу сказать благодарственное слово родителям. Они предоставили нам полную свободу действий. Мы с Олей попробовали дошкольные прописи, что-то не пошли они у нас, слишком тягомотно и безыдейно это нам показалось. Попробовали идти другим путем и это оказалось то, что надо.

Публикую фотографии с разрешения автора.
Сразу говорю: ни одни школьные прописи не пострадали, так как они нам оказались не нужны.:)

Вот здесь еще печатные буквы, но понятно, что это никакие не "тренировочные" записи, а самые настоящие.


А здесь мы уже решили, наконец, писать письменными буквами.






Хочется в разных следующих постах поговорить на эту тему, посмотреть на нее с разных сторон, обсудить.
Моя мама много сил потеряла, пытаясь в начале первого класса помочь мне словами "веди-веди, своди линию на нет" (то есть чтобы одна линия переходила в другую, соединялась с ней). И сердилась, потому что мне было неинтересно и страшно, что испорчу строчку; я не понимала этих ее слов "своди на нет", а мама не понимала, что я не понимаю и т.д. Уж не буду говорить о том, что в руке у меня была перьевая ручка, еще и страх поставить кляксу все время надо мной висел.:) Всё закончилось благополучно, у меня был хороший почерк, я и сейчас очень люблю писать от руки, но тот ужас своей беспомощности помню до сих пор.

А как вы себя помните в ситуации начала письма? А своих детей? Была хоть какая-то радость в этом? Как вас учили? Хотели бы что-то изменить?

Метки: , , , ,

5 комментариев or Оставить комментарий
Comments
sashura From: sashura Date: Октябрь, 23, 2016 07:08 (UTC) (Ссылка)
У нас с самого начала была цель - пишем не просто так крючки, а чтобы научиться писать букву "а". А зачем нам нужна "а"? Чтобы написать собственное имя - "Наташа". Потом в таком же стиле учимся писать мама, папа, Даня, Андрюша (братья), бабушка, дедушка - вот и научились подписывать всех на картинке семьи, а заодно и половину письменных букв выучили :)) Еще на картинке же надо написать дату? Значит придется научиться писать название месяца - сентябрь, октябрь, ... Вот и еще буквы добавились. Поздравительные открытки на новый год надо всем надписать? Надо. Ну вот и учим недостающие для этого буквы.
home_school_ng From: home_school_ng Date: Октябрь, 23, 2016 07:54 (UTC) (Ссылка)
Вот-вот, и я за такой прикладной подход, когда это нужно для чего-то совершенно конкретного, а задуманное сразу воплощается.
Это самый простой, естественный и интересный для любого ребенка путь.
vikktorya From: vikktorya Date: Октябрь, 23, 2016 19:37 (UTC) (Ссылка)
Как многие дети, писать я научилась в первом классе. До сих пор где-то хранится моя первая пропись. Крючочки, палочки... Сразу вспоминается Саня Григорьев с отчимом, помните? Палочки должны быть попердикулярны! Брррр
В моё время по другому быть не могло, увы. Никак мне не давалась заглавная буква Д. Так мама исписала ею всю страницу, и я обводила регулярно. Надо сказать, так и пишу эту Д - как мама, её почерком.
С дочерью нам как-то повезло - быстро научилась, без труда. Кажется, прописи Илюхиной были. Самое главное - разобраться, где шалашик, секретик и т.д.
А прописи Зайцева Вам нравятся? Вот печатные у нас никак не пошли - как раз из-за однообразия. А Марки - те интереснее, мне кажется. Но регулярно писать одно и то же слово - скучно. И формат заданий примерно одинаков. Как вариант, используем написание некоторых марок, а затем уже что-то свое. А Мысли - это здорово! Спасибо за идею!
Не знаю, возможно ли в школе "пойти другим путём". Как-то всё у них там сейчас сложно. Какая уж радость? Хорошо, что есть Семейное образование, есть выбор. Надежда Григорьевна, а Соня в этом году сама ушла из школы, 8 класс.После экстерната проучилась очно 5-7 класс и ушла.



home_school_ng From: home_school_ng Date: Октябрь, 30, 2016 11:11 (UTC) (Ссылка)
Вика, какая уже взрослая девочка Соня! - вот сама сделала серьезный выбор. Как быстро идет время!))

Я пользуюсь прописями в малом количестве, часто обходимся без них, потому что уже умеем писать буквы и прописи не нужны. Слова и предложения писать интереснее, чем палочки-крючки и отдельные буквы. А вот марки Н.А. Зайцева детям нравятся, на них удобно отрабатывать уже технику письма, используемся в качестве разминки.

Некоторая заминка в нехватке удобных тетрадей для начала письма, когда переходим от очень широкой линейки. Там получаются большие буквы, нужно меньше. Хотелось бы иметь тетради с дополнительной пунктирной строкой для заглавной буквы, но у нас я их не вижу.((
From: Оксана Гуда Date: Октябрь, 21, 2017 11:42 (UTC) (Ссылка)
Училась как все - палочки, закорючки, только уже шариковой ручкой. На самом деле, как раз в советском прошлом сразу начинали писать слова, изучили две буквы - пишем "мама", дальше "папа", и т.д. Воспоминаний особых нет, сейчас это очень мешает при обучении ребенка. В школе учат сейчас сразу безотрывному письму, дома переучиваю, пишем ау, уа, иа, мама и т.д. иногда вместе, иногда под диктовку букв или элементов, если не помнит (овал, крючок, петелька). Пишем перьевой ручкой с кассетами, обычные ручки быстро перестают писать в руке у ребёнка почему-то. :) В тетрадях в частую косую между строк, чтобы больше были буквы, зрение плохое. А где-то можно посмотреть вэбинар?

Edited at 2017-10-21 11:47 (UTC)
5 комментариев or Оставить комментарий