?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Домашняя школа Надежды Григорьевны для дошкольников… - Домашняя школа
home_school_ng
home_school_ng
Домашняя школа Надежды Григорьевны для дошкольников

методические рекомендации родителям на основе методики Л.А. Венгера

продолжение

начало
продолжение-1

МОДЕЛИРОВАНИЕ


Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителя удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине.

Первая задача - научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым), по величине (слон - большой кружок, мышка - маленький).
Набор заместителей (разных кружков) должен изготавливаться и предлагаться ребенку взрослым. От ребенка будет требоваться так выбрать кружки, чтобы "СРАЗУ БЫЛО ПОНЯТНО, КАКОЙ КРУЖОК - КРОКОДИЛ, А КАКОЙ - СОЛНЫШКО". Если на первых порах он не может выбирать заместителя самостоятельно, придется ему в этом помочь:

-Видишь, этот кружок зеленый, как крокодил. ОН и будет крокодилом. А этот будет солнышком - он такой же желтый, как солнышко.

В первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов, причем их должно быть всего два-три. В дальнейшем следует водить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов.

Когда выбор заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию с их помощью простых сюжетов. Для начала это могут быть не сказочные сюжеты, а чисто бытовые, знакомые ребенку по его собственному опыту.
- Давай сыграет в то, как мама с дочкой пошли в магазин. Вот тут у нас будет их дом, а тут - магазин. - В разных концах листа бумаги рисуются два прямоугольника. - Вот тебе кружки, найди, какой из них будет мамой, а какой - дочкой.
После того как ребенок выбрал подходящие кружки (большой - мама, маленький - дочка), ему предлагают повести "маму с дочкой" в магазин, а потом привести обратно домой.
- А теперь мама ушла на работу, а дочка осталась дома.
- Мама вернулась, и вместе с ней пришел папа.
Тут нужен второй большой кружок. Если ребенок сам этого не сообразил, следует задать ему вопрос:
- Где у нас папа? Найди, какой кружок подойдет.

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки - "Колобок" (Колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый), "Кот, петух и лиса, "Лиса и рак", "Волк и козлята" (волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята - маленькие белые), "Заяц, лиса и петух", "Маша и медведь" и многие другие. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, надо изменять полноту разыгрывания сюжета. Вначале достаточно, чтобы ребенок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему нужно это показать или подсказать.

Очень удобна для полного разыгрывания сказка Л.Н.Толстого "Три медведя". Медведи - бумажные полоски разной длины, Маша - полоска, примерно равная по длине "Мишутке", но другого цвета ("У Машеньки красное платьице" - подсказывает мама). В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины), тарелки (различающиеся по размеру кружки), кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом - это нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны у него дверь, в которую все входят, с другой - окно, через которое в конце выпрыгивает Маша.
Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Вот Маша пришла в пустой дом. Поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трех стульях (красная полоска - Маша - переходит от одного квадратика к другому). Съев Мишуткин суп и сломав его стульчик, Маша отправляется спать (по очереди ложится на каждую кровать).
Не спешите, читайте медленно, ведь ребенку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать, как она качается на стуле. Если ребенок недостаточно активен, сами примите участие в разыгрывании. Чтобы оживить игру, можно предложить ребенку перевернуть тарелочку, из которой все съедено, и сломанный стул - хорошо, если их оборотная сторона отличается по цвету от лицевой.
Разыгрывание сказки "Три медведя" не только позволит ребенку лучше усвоить ее содержание, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине.

продолжение следует

3 комментария or Оставить комментарий
Comments
opilipo From: opilipo Date: Июль, 9, 2007 22:22 (UTC) (Ссылка)
:))) Венгер - это нечто! меня на "Домашней школе мышления" выростили, а где-то с год друзья дали ёё прочесть - я потом некоторое время думала, что книга просто моими словами написана... пока случайно не узнала у родителей, почему мне так кажется :)
home_school_ng From: home_school_ng Date: Июль, 10, 2007 16:19 (UTC) (Ссылка)
:))
Вот какие отдаленые связи... Интересная история. И родители, видно, не зря с вами занимались.:))
opilipo From: opilipo Date: Июль, 10, 2007 21:01 (UTC) (Ссылка)
о да! самоличнопридуманного ничего не оказалось, но приемственность - налицо... :)
правда, знаете, такое мышление тоже обусловлено - были в гостях недавно, ребята купили головоломки... так вот объемные собираются очень легко, а с топологическими (из набора проволочек, где нужно что-то снять/одеть)я просидела очень долго... мне тогда пришло в голову, что у Венгера задания были на кубики с видной, ощущаемой поверхностью, не так ли? :)
3 комментария or Оставить комментарий