?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево понять он не мог... - Домашняя школа
home_school_ng
home_school_ng
Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево понять он не мог...


На протяжении длительного времени у детей постепенно формируется зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие. Можно помочь своему ребенку, играя в разные игры, выполняя разные задания. Конечно, здесь нужна практика, практика, практика.

Для отработки лучше придерживаться определенной системы: 1) например, сначала отрабатываем только право-: правая рука (нога), справа, направо и т.д. 2) лево- 3) дифференцировать право-лево в движениях (топни правой ногой, подними левую руку и т.д.), то же самое на странице альбома, страницы.

Нужно разделить упражнения на, условно говоря, бытовые-двигательные, связанные с ориентацией тела в пространстве и учебно-зрительно-письменные, связанные со зрительно-пространственной ориентацией на плоскости (на листе альбома, книги и т.д.)

Двигательные упражнения. Когда делаете зарядку, разные упражнения на эту тему будут вписываться очень естественно. На моих занятиях это может выглядеть и энергичной разминкой, и, напротив, релаксацией в зависимости от обстоятельств: поднимаем правую руку; поднимем правую руку и правую ногу (одновременно или последовательно); левую руку поднимаем, а левую ногу согнем в колене и т.д.

(кликабельно)

Помните у Ирины Токмаковой?

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

* * *
Руки в стороны: в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло - вперед!
Левое крыло - вперед!
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.


Очень полезно включать эти понятия в повседневные бытовые дела: открой левую дверцу шкафа, возьми ... на нижней полке с правой стороны и т.д. Не забывайте обязательно меняться ролями: сначала вы диктуете, ребенок действует с _комментированием_ своих действий, потом наоборот.

Лабиринт с сюрпризом в конце.
Приготовим и спрячем в комнате сюрприз - игрушку, шоколадку. Найти сюрприз можно, правильно выполняя указания: два шага вперед, три шага налево, один направо и т.д. Для детей младшего возраста можно обойтись без счета шагов или делать вместе с ребенком.
Найти по карте клад.
Нарисовать для начала несложную схему-карту, глядя на которую можно прокладывать путь к заветному сокровищу. Это может быть комната, квартира, дачный участок.

Зеркальное отображение.
Не забудьте показать зеркальное отображение право-лево, если вы находитесь лицом друг к другу. Это еще отдельный вид веселых упражнений, где все будет наоборот. С куклами-мишками тоже здорово идет.

"Теория относительности". Назови, что находится ..... относительно чего-то или кого-то: справа от шкафа, слева от стола и т.д.;

Ориентируемся на листе альбома.
Нарисуй в правом верхнем углу облачко, в левом верхнем углу тучку, в нижнем правом – цветок, в нижнем левом – гриб, в центре листа – солнышко. И тут же обратная задачка: что нарисовано в правом нижнем углу? и т.д.

Для тех, кто уже умеет читать и считать.
Если ребенок умеет читать и считать, можно на основе этого придумать много упражений. Назови число, которое расположено слева (справа) от десяти; назови число, если слева двенадцать, а справа четырнадцать и т.д. В слове … назови букву, которая правее (левее) всех; на странице прочитай слово справа вверху, справа внизу, слева на верхней строчке, слева на нижней строчке.

Игры-шнуровки. Вышивание.
Если говорить об ориентации на плоскости, то вышивание – это отличная тренировка. Подготовительным этапом могут быть "стежки" на поверхности любой игры-шнуровки. Не забывайте меняться ролями.

Рисование по клеткам. Графические диктанты.
То же самое, но на листе – рисование по клеткам: срисовывание с образца, графические диктанты. О рисовании по клеткам даю ссылку, там расписан алгоритм выполнения таких заданий.

Графические диктанты:

(кликабельно)

Существует много пособий, в которых даны специальные упражнения. У "Карапуза" можно посмотреть журнал "Левое и правое", там немало упражнений.
Посмотрите в книжных – сейчас есть в продаже очень дешевые пособия, из серии "Папка дошкольника" (авторы Гаврина, Кутявина и др.), представляют собой папочку размером меньше А4, с вложенными листочками с заданиями на разные темы. Папка на тему нашего разговора называется "Ориентировка в пространстве":

(кликабельно)
Таких упражнений можно и самим придумать немало.

В. Берестов
Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право, где лево
Понять он не мог.
И вдруг ученик
В голове почесал,
Той самой рукою,
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
Победа! - раздался
Ликующий крик.
Где право, где лево,
Узнал ученик.