?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Обучение чтению. О технике чтения. - Домашняя школа
home_school_ng
home_school_ng
Обучение чтению. О технике чтения.


По следам недавней консультации.
Говорят "техника чтения" - подразумевают скорость.
Но само понятие "техника чтения" намного шире, чем просто "скорость чтения". Искаженное восприятие этого термина навеяно, я думаю, детскими воспоминаниями родителей об учительнице с секундомером.
Читать необходимо ровно (равномерно), а не быстро (когда темп заявлен как самоцель). Лучше читать спокойно, но плавно и интонационно выразительно, чем быстро, неравномерно, не думая о содержании.

Чтение вслух и чтение про себя - разное чтение.
Если говорить о скорости _чтения вслух_.
Чтение ребенка вслух - это восприятие информации, которую он подает сам себе.
По мнению психофизиолога М. Безруких при артикулированном, четком чтении вслух 80 слов в минуту - это оптимальная скорость восприятия информации на слух.
Скорость должна быть комфортной для читающего. Это значит, что она не должна быть слишком медленной, чтобы слова, предложения, фразы воспринимались целиком, как смысловая единица, не дробились бы в сознании на частицы, которые невоможно связать друг с другом; но не должна быть и слишком быстрой, чтобы содержание прочитанного не ускользало.

Метки:

12 комментариев or Оставить комментарий
Comments
dinuha From: dinuha Date: Июль, 17, 2007 12:21 (UTC) (Ссылка)
А вот как добиться этой плавности? Ребёноку почти 6 лет, читает давно уже словами, быстро, старается с выражением, а всё равно нет плавности, чтение какое-то рывками, со стороны слушать тяжело.
home_school_ng From: home_school_ng Date: Июль, 17, 2007 13:21 (UTC) (Ссылка)

1. Немного притормозить темп, чтобы не "несло" -_ см. п.2
2. Равномерность (ритмичность) создает небольшое акцентирование ударного слога в слове. Если этого нет, то получается "рваное" чтение. По этой причине, кроме всего прочего, полезно читать стихотворные тексты.
3. Если читает предложениями, поиграть в логические ударения в предложении. Сначала устно можно поиграть, без чтения. Трудно читать плавно, если не знаешь и не чувствуешь опорного слова в предложении.
4. Фразовое чтение бывает плавным, когда хватает дыхания на каждое предложение фразы. Опять же, сначала играем без чтения, потом хорош прием "эхо"-чтения.
dinuha From: dinuha Date: Июль, 19, 2007 18:46 (UTC) (Ссылка)
Спасибо большое.
elka1 From: elka1 Date: Июль, 17, 2007 14:33 (UTC) (Ссылка)
У меня к Вам вопрос про обучение чтению. Дочке 5л5мес. Когда она читает вслух, сначала целиком прочитывает слово про себя, и только потом произносит его вслух. Я пыталась учить её читать вслух по слогам, думая, что произнесённое и услышанное легче складывается в слово, но она предпочитает так. Я думаю, что это в основном из-за какого-то врождённого желания сделать правильно, показывать только результат самостоятельной работы (видит бог, никто из нас никогда её не ругает за ошибки). Работать ли над этим, или оставить в покое?
home_school_ng From: home_school_ng Date: Июль, 17, 2007 16:33 (UTC) (Ссылка)
А если объяснить дочке, почему ее способ не самый рациональный и лучше сразу правильно учиться, а не закреплять неверные навыки?

elka1 From: elka1 Date: Июль, 17, 2007 16:55 (UTC) (Ссылка)
Я объясняю ей в том ключе, что если она сама слышит себя, слово быстрее находится и узнаётся; что не надо бояться ошибок, на ошибках учатся, и т.д. Но не знала, нужно ли форсировать этот подход. Вы полагаете, нужно? Заставлять её произносить слоги вслух?
home_school_ng From: home_school_ng Date: Июль, 17, 2007 17:28 (UTC) (Ссылка)
Проще объяснить, как есть: если сначала читать про себя, потом повторять вслух, то делаешь двойную работу, времени затрачивается в два раза больше. Пока читаешь отдельные слова, это не слишком заметно, но когда будешь читать тексты, то это будет уже очень сложно. Одним словом, есть обучение чтению правильное и НЕправильное, не стОит привыкать к неправильному.
Это всё на уровне взывания к разуму. Сказать надо, но человек может и не проникнуться.
Поэтому, чтобы подстраховаться, попробуйте какое-то время читать вместе, т.е. одновременно с ней что-нибудь вполне посильное и даже легкое для нее или знакомое, _сразу_ озвучивая, не делая пауз. Сначала вы погромче, она помогает; потом наравне; потом она громче, вы тише. Так и перейдет постепенно на правильное чтение.
Главное, не заставлять, не давить - вы же чувствуете, что там проблемка какая-то психологического толка из-за неуверенност, а неуверенность из-за отсутствия опыта и практики. Значит, нежнее, спокойнее, в рабочем порядке...
elka1 From: elka1 Date: Июль, 17, 2007 17:46 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, будем пробовать! Очень хороший совет! Совсем не давить не получается: она просекла, что чтением по-русски перед сверстниками не выпендриться, хочет читать по-английски (можно выпендриться перед младшими детьми в саду), так что читает, только чтоб нам потрафить, но на этом далеко не уедешь, потому что это не всегда мотивирует. Приходится иногда настаивать сесть, почитать :((
Совсем отстать нельзя - пойдёт в школу, русский вообще уйдёт на второй план, если не прилагать усилий, особенно чтение. У меня ощущение, что я с англоязычной средой играю в "кто кого переборет"
home_school_ng From: home_school_ng Date: Июль, 17, 2007 18:20 (UTC) (Ссылка)
Да, совсем отстать нельзя, понятно, что англоязычная среда победит, но есть все же возможность русский язык сохранить.
opilipo From: opilipo Date: Июль, 17, 2007 20:38 (UTC) (Ссылка)
извините, что влезаю - только сегодня о таком прочитала... в книжке Костроминой по технике чтения говорят, что "такое возможно, когда родители слишком торопят и хотят, чтобы ребенок как можно быстрее начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом"

исправлять советуют через упражнение на стр.56 - http://community.livejournal.com/5razvorotov/272526.html
elka1 From: elka1 Date: Июль, 18, 2007 02:41 (UTC) (Ссылка)
гениально, спасибо огромное! сделаю окошечко!
mckuroske From: mckuroske Date: Сентябрь, 10, 2007 10:07 (UTC) (Ссылка)

немножко офф

Надежда Григорьевна, можно вопрос?
Не так давно где-то натыкалась на материал, связанный с техникой чтения, плохим восприятием текста, отставанием "эмоционального" восприятия. Хотела порекомендовать подруге - и не могу найти (даже вспомнить, где видела). Помню, что там рекомендовали, например, такие упражнения: читать один абзац текста, изображая разные эмоции; пересказывать от имени разных персонажей...
Как всегда, запомнила "кусками". Может быть, Вы мне поможете?
12 комментариев or Оставить комментарий